В МБОУ «Шераутская СОШ» 30 октября были проведены мероприятия, посвящённые Единому уроку безопасности в сети Интернет.
Главные цели мероприятий: обеспечение информационной безопасности несовершеннолетних обучающихся путем привития им навыков ответственного и безопасного поведения в современной информационно-телекоммуникационной среде.
Был определён ряд следующих задач:
1) информирование обучающихся о видах информации, способной причинить вред здоровью и развитию несовершеннолетних, запрещенной или ограниченной для распространения на территории Российской Федерации, а также о негативных последствиях распространения такой информации;
2) информирование обучающихся о способах незаконного распространения такой информации в информационно - телекоммуникационных сетях, в частности, в сетях Интернет и мобильной связи (в том числе путем рассылки SMS-сообщений незаконного содержания);
3) ознакомление обучающихся с международными принципами и нормами, с нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими вопросы информационной безопасности несовершеннолетних;
4) обучение детей и подростков правилам ответственного и безопасного пользования услугами Интернет и мобильной связи, другими электронными средствами связи и коммуникации, в том числе, способам защиты от противоправных и иных общественно опасных посягательств в информационно-телекоммуникационных сетях.
5) предупреждение совершения обучающимися правонарушений с использованием информационно-телекоммуникационных технологий.
Классными руководителями 5-9,11 классов, учителем информатики и администрацией школы был разработан следующий план мероприятий:
1. Анкетирование обучающихся 5-9,11 классов.
2. Проведение урока в 5-7 классах «10 правил безопасности в интернете».
3. Проведение интерактивной игры в 8 классе «Безопасность в интернете».
4.Урок-практикум в 9 классе «Киберугрозы современности: главные правила их распознавания и предотвращения».
5. Круглый стол «Интернет- безопасность» в 11 классе.
6. Проведение внеклассного мероприятия «Сказка о золотых правилах безопасности в сети Интернет» в1-4 классах.
В рамках урока «Интернет-безопасность» в 1а-4а классах была разыграна сказка «О золотых правилах безопасности в сети Интернет». По окончании внеклассного мероприятия обучающиеся получили памятки с семью золотыми правилами работы в сети Интернет.
Учащимся 1б-4б классов была предложена компьютерная игра о правилах поведения в сети Интернет, где в игровой форме показано, какие опасности могут встречаться при работе в сети Интернет, рассказано о сетевом взаимодействии и об этикете, а также о защите прав детей.
Работа в рамках урока безопасности в 5-9,11 классах началась с анонимного анкетирования на тему «Что я знаю об угрозах в Интернете?».
Для учащихся 5-7 классов был проведён урок-беседа «10 правил безопасности в Интернете», который начался показом видеоролика, в котором объясняются основные правила безопасности в Интернете. Для работы групп были предложены следующие вопросы: «Какие основные правила безопасного поведения в Интернете вы можете предложить?», «Как оградить себя от кибер-преступлений?» и т.д..
Обучающиеся 8 класса поучаствовали в интерактивной игре «Безопасность в интернете», цель которой - расширение знаний о киберугрозах и способах защиты от них.
С обучающимися 9 класса проведено занятие «Киберугрозы современности: главные правила их распознавания и предотвращения», цель которого - расширение знаний о киберугрозах, формирование навыков их распознавания и оценки рисков. Занятие началось показом социального видеоролика «Безопасный Интернет - детям!», после просмотра которого обучающиеся сами сформулировали цель занятия. В ходе занятия обсуждались правила предотвращения киберугроз, которые встречаются при работе в Интернете.
В рамках урока «Интернет-безопасность», проходившего в форме круглого стола, обучающиеся 11 класса познакомились международными стандартами в области информационной безопасности детей, которые отражены в российском законодательстве:
- Федеральный закон Российской Федерации № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (Закон определяет информационную безопасность детей как состояние защищенности, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией (в том числе распространяемой в сети Интернет) вреда их здоровью, физическому, психическому, духовному и нравственному развитию);
- № 252-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», (направленный на защиту детей от разрушительного, травмирующего их психику информационного воздействия, переизбытка жестокости и насилия в общедоступных источниках массовой информации, от информации, способной развить в ребёнке порочные наклонности, сформировать у ребёнка искажённую картину мира и неправильные жизненные установки.)
В ходе беседы, сопровождавшейся презентацией, рассмотрена классификация вредоносных информационных ресурсов:
- информация, причиняющая вред здоровью и развитию детей;
- информация, запрещенная для распространения среди детей;
- информация, ограниченная для распространения среди детей определенных возрастных категорий.
Кроме того, совместно выявлен перечень рисков, подстерегающих ребенка в сети Интернет и рассмотрены рекомендации по грамотному использованию электронной почты и технологии безопасного общения в средах мгновенного обмена сообщениями.
Все обучающиеся были обеспечены инструкциями по безопасному общению в чатах; советами по профилактике и преодолению Интернет - зависимости; общими правилами по безопасности детей в сети Интернет. Дети получили информацию о программном обеспечении, позволяющем осуществлять безопасную работу в сети Интернет, контентной фильтрации.
Все обучающиеся ознакомлены с адресами помощи в случае интернет-угрозы и интернет-насилия, номером всероссийского детского телефона доверия (8-800-250-00-15).
В ходе уроков Интернет-безопасности обучающиеся приобрели навыки делать более безопасным и полезным свое время пребывания в сети Интернет и иных информационно-телекоммуникационных сетях, а именно:
- критически относиться к сообщениям и иной информации, распространяемой в сетях Интернет, мобильной связи;
- отличать достоверные сведения от недостоверных, вредную для них информацию от безопасной;
- избегать навязывания им информации, способной причинить вред их здоровью, нравственному и психическому развитию, чести, достоинству и репутации; распознавать признаки злоупотребления их неопытностью и доверчивостью, попытки вовлечения их в противоправную и иную антиобщественную деятельность.