Роспотребнадзором разработаны методические рекомендации по организации питания обучающихся общеобразовательных организаций, которые направлены на организацию здорового питания, в том числе горячего, формирование принципов рационального, сбалансированного питания при оказании услуг по организации питания. В документе реализованы принципы здорового питания, в том числе включающие уменьшение количества потребляемых кондитерских и колбасных изделий, сахара и соли. В методических рекомендациях предложены варианты базового меню для разработки региональных типовых меню, учитывающих территориальные, национальные и другие особенности питания населения.
Как правильно накормить школьника?
1. Рационально распределите
калорийность блюд по приемам пищи, из расчета, что завтрак должен составлять
20-25% от суточной калорийности; обед - 30-35%.
2. Включите в меню блюда с
повышенным содержанием витаминов и микроэлементов, необходимых для гармоничного
роста и развития детей (блюда с добавлением микрозелени, ягод), а также продуктов,
обогащенных витаминами и микронутриентами, лакто-и бифидобактериями.
3. Не включайте в меню основного
питания и ассортимент дополнительного питания детей продукты и блюда,
являющиеся источником легкоусвояемых углеводов (конфеты, шоколад, вафли, печенье,
коржики, булочки, кексы, манная каша, манники); продукты, являющихся источником
скрытой соли (колбасные изделия, мясные и рыбные консервы, консервированные
овощи и соленья), а также продукты с усилителями вкуса и красителями.
4. Для включения в меню выбирайте
технологические карты из сборников блюд для детского питания. Обратите
внимание, что технология приготовления блюд, изложенная в технологических
картах, соответствует технологической оснащенности пищеблока. Просматривайте в
отобранных для включения в меню технологических картах технологию приготовления
блюд, она должна предусматривать использование исключительно щадящих методов
кулинарной обработки (тушение, варку, приготовление на пару, запекание,
пассерование, припускание). Уделяйте особое внимание содержанию соли и сахара в
отобранных блюдах, оно должно быть приведено в соответствие с рекомендациями
ВОЗ (соль – не более 5 г/сутки, сахара 20 г/сутки, на один прием пищи
соответственно, как минимум в 4 раза меньше). Формируйте у ребенка здоровые
пищевые привычки - низко солевого рациона, употребления умеренно сладких блюд.
Количество отобранных для включения в меню технологических карт должно
обеспечивать разнообразие рациона, не допускающего повторения блюд в течение
дня и двух смежных с ним дней.
5. Правильно формируйте меню
горячих завтраков. В меню в обязательном порядке включайте горячее блюдо (кашу,
запеканку, творожные или яичные блюда) и горячий напиток (чай, какао, кофейный
напиток). Дополняйте завтрак продуктами - источниками витаминов, микроэлементов
и клетчатки (овощи, фрукты, ягоды). В меню обедов включайте овощной салат
(овощи в нарезке), первое блюдо, второе основное блюдо рубленое или
цельнокусковое (из мяса или рыбы), гарнир (овощной или крупяной), напиток
(компот, кисель). Обращайте внимание на структуру блюд, рационально объединяйте
в меню овощные и крупяные блюда.
6. Проводите оценку разработанного
меню, в части суммарной за прием пищи (завтрак, обед) массы порций,
калорийности блюд, распределение белков, жиров и углеводов, содержание
витаминов и микроэлементов, сравните их с показателями, регламентированными
действующими нормативными документами. В случае необходимости, проводите
корректировку меню.
7. Когда меню разработано,
определите необходимое количество продуктов (в брутто) для выполнения меню по
дням цикла в пересчете на одного питающегося и всех питающихся.